Правила деберца

Карточная игра деберц появилась в России в 70 годах XX века. Быстро получила широкое распространение и пользуется заслуженной популярностью в среде опытных игроков.

Играют, как правило, вдвоем. Колода карт состоит из 32 листов, от 7 до туза.

В игре выделяются следующие этапы:
1. Раздача карт, назначение козыря, досдача карт
2. Объявление комбинаций
3. Розыгрыш
4. Подсчет результатов

Раздача карт
Раздается по три карты, всего по шесть каждому игроку. Еще одна карта вскрывается.

Назначение козыря
Определение козыря проходит в два круга. На первом круге первое слово принадлежит игроку, который проиграл предыдущую игру, или (в первой игре) определяется жребием. Первым кандидатом на козырную масть является масть вскрытой карты. Если игрок хочет играть с козырем в данной масти – он говорит: «играю», если не хочет – «пас». Если игрок спасовал, слово переходит ко второму игроку. Если второго игрока устраивает открытый козырь он, аналогично, может сказать «играю», если не устраивает - «пас». Таким образом, если в первом круге торговли любой игрок сказал «играю», то козырем является масть вскрытой карты и происходит переход к следующиему этапу игры.
Если оба игрока на первом круге сказали «пас», то на втором круге можно назначить козырем любую другую масть. Или сказать «пас» и тогда право назначения козыря переходит ко второму игроку. Второй игрок или назначает козыря, или говорит «пас». В случае двух пасов на втором круге карты пересдаются и право первого слова в назначении козыря переходит к другому игроку.
После назначения козыря сдается еще по три карты – всего на руках оказывается по 9 карт. Нижняя карта вскрывается и кладется поверх колоды. Игрок, назначавший козыря, становится «разыгрывающим». Второй игрок называется "вистующим". Колода далее в текущей игре не используется. Игроки видят две вскрытые карты.
Особенность: В деберце игрок, имеющий на руках козырную семерку, имеет право перед первым ходом заменить её на вскрытого козыря (если игра идет по вскрытому козырю).

Игра.
Розыгрыш проходит в два этапа. Вначале игроки могут объявить комбинации, имеющиеся у них на руках (если они есть). Затем происходит непосредственно розыгрыш, который заключается в том, что игроки берут взятки.

Виды комбинаций в деберце.
Комбинацией в деберце является последовательность трех или четырех карт одной масти, идущих подряд друг за другом. Более четырех карт подряд не учитывается.

Терц, или 20 – три карты одной масти подряд – стоимость 20 очков
50 - четыре карты одной масти подряд – стоимость 50 очков
Белла - Марьяж козырный (король, дама) – стоимость 20 очков, в торговле не перебивается и не перебивает ни одной комбинации. Белла может входить в другие комбинации.
Относительное старшинство комбинаций ( по возрастанию): 
50 старше терца.
Если две комбинации равны по длине, то старшей является комбинация, начинающаяся со старшей карты.
Если две комбинации равны по длине, и начинаются с карты одного достоинства, то старшей считается козырная комбинация.
Если две комбинации равны по длине, начинаются с одинаковых карт, и обе – некозырные, то старшей является комбинация, предъявленная первой.
Старшинство карт при образовании комбинаций (включая козырную масть): ТКДВ10987

Объявление комбинаций

Объявление комбинаций происходит одновременно с первым ходом. Если у игрока имеется на руках комбинация (терц или 50), то он, выкладывая первую карту, может объявить об этом второму игроку – назвать свою комбинацию. Если на руках несколько комбинаций, целесообразно объявлять  самую старшую комбинацию, потому что если второй игрок не перебивает сделанное объявление, то объявляются остальные комбинации, при условии, что они не старше объявленной. Беллу можно объявить на любом ходе, если на руках имеется хотя бы одна карта из пары.
 
Порядок выяснения старшинства комбинаций
 
На этом этапе выясняется, кто их игроков может записать себе очки за имеющиеся у них на руках комбинации. Если комбинация есть только у одного игрока, он называет эту комбинацию. Так как у второго игрока ничего нет, то первый игрок предъявляет комбинацию и записывает себе за неё очки.
Если комбинации имеются на руках у обоих игроков, необходимо выяснить, у кого комбинация старше. Для этого, в ответ на объявление комбинации первым игроком, второй игрок может назвать свою комбинацию. Если у второго игрока комбинация заведомо младше, он не обязан её объявлять, в этом случае он говорит «годится» и начинается розыгрыш взяток. Первый игрок записывает себе очки за названную комбинацию.
Если у обоих игроков комбинации одинаковой длины, то начинается торговля в соответствии с вышеуказанными правилами. Игрок, имеющий на руках комбинацию аналогичной длины, говорит «рост», и после этого первый игрок называет свою старшую карту в комбинации. Если у второго игрока комбинация старше, то он предъявляет свою старшую карту и записывает себе очки, если младше – может ничего не говорить, первый игрок записывает очки себе и начинается розыгрыш взяток. Объявление комбинация и демонстрация карт происходит в момент выкладывания карты первой взятки.

Примеры.

Пример 1.
Первый игрок: К Д В
Второй игрок:  В 10 9
Первый игрок: Терц и ход картой (любой)
Второй игрок: Рост и ход картой (любой, в соответствии с правилами)
Первый игрок: От короля
Второй игрок: Пас
Первый игрок: Предъявляет свою главную комбинацию, и иные комбинации (по желанию), и если они не старше предъявленной. Очки записываются.

Пример 2.
Первый игрок: В 10 9
Второй игрок:  К Д В
Первый игрок: Терц и ход картой (любой)
Второй игрок: Рост и ход картой (любой, в соответствии с правилами)
Первый игрок: От валета
Второй игрок: Показывает свою комбинация (от короля) и иные комбинации (по желанию), если они не старше предъявленной. Очки записываются.

! Игрок может и не получить очки за предъявленные комбинации, хотя он выиграл торг. Это произойдет в том случае, если игроки договорятся играть в соответствии с правилом, по которому очки за комбинации записываются, если игрок взял хотя бы одну взятку. Это соглашение по умолчанию. Данный пункт можно изменить по договоренности сторон, и тогда очки за комбинации будут записываться всегда.

Розыгрыш

Розыгрыш заключается в том, что игроки берут взятки.
Первый ход принадлежит игроку, начинавшему торговлю в текущей сдаче.

Правила взяток – следующие:

  • На ход в масть обязательно класть масть, если нет масти – бить козырем.
  • Нет масти и козыря – класть любую карту
  • Старшая карта берет взятку
  • Ходит игрок, взявший предыдущую взятку
  • При ходе в козыря обязательно перебивать, то есть бить более старшим козырем (если есть, конечно).

 
Особенность деберца заключается в том, что старшинство карт в простой и козырной масти отличается:

В обычной масти карты по старшинству: Т 10 К Д В 9 8 7
В козырной масти карты: В 9 Т 10 К Д 8 7


Подсчет очков и результата сдачи

При подсчете очков учитываются:

  • Очки за сделанные объявления (50, терц, белла)
  • Сумма очков во взятых взятках (в соответствии со стоимостью карт)
  • Премия 10 очков в случае взятия последней взятки.

Стоимость карт (и старшинство) показаны в следующей таблице:


Некозырная масть Козырная масть
Карта Стоимость в очках Карта Стоимость в очках
Туз 11 Валет 20
10 10 9 14
Король 4 Туз 11
Дама 3 10 10
Валет 2 Король 4
9 0 Дама 3
8 0 8 0
7 0 7 0


Если разыгрывающий (т.е. тот, кто назначала козыря) набрал меньше очков, чем второй игрок, то его очки отдаются сопернику. Такая ситуация называется «байд».
 
Если разыгрывающий и его соперник набрали одинаковое число очков, это называется «висячий байд». Разыгрывыющий не получает ничего, а его соперник записывает себе набранные очки. Очки, набранные разыгрывающим, будут добавлены игроку, который выиграет следующую сдачу.
 
Результат каждого розыгрыша прибавляется к общей сумме набранных очков.
 
Игрок, выигравший текущий розыгрыш, становится сдающим в следующем розыгрыше. Применительно к игре онлайн это означает, что право первого слова в назначении козыря принадлежит проигравшему игроку.

 
Окончание партии

Играют обычно до определенного числа очков. Партия считается законченной в тот момент, когда игрок объявляет о том, что он набрал условленное количество очков. Игрок может объявить об этом:
 
1) На своем ходе в момент, когда он взял очередную (не последнюю) взятку в текущем розыгрыше и перед следующим ходом. Это заявление называется "доезд". Очки подсчитываются и если оказалось, что очков недостаточно, то выигрывает второй игрок.
Второй игрок при доезде противника за текущую сдачу получает 0 очков, то есть его очки сгорают.
В момент доезда белла, если она не была объявлена "доезжающим" учитывается автоматически.

2) В момент подсчета результатов перед началом следующей сдачи.
 
Если оба игрока набрали необходимое число очков, то выигрывает вистующий.

В Клубе Интеллектуальных игр FPClub.eu можно поиграть в деберц онлайн, принять участие в турнирах: скачайте игровую программу и зарегистрируйте игровой ник